Почему на Южном берегу Крыма рушатся причалы?

В канун лета в курортном посёлке Мисхор на популярном пляже «Русалка» обрушился причал для швартовки прогулочных катеров и теплоходов. Неожиданностью это назвать трудно.

Ещё в 2016 году руководство ГУП «Крымские морские порты» (далее ГУП «КМП») подтверждало, что физический износ инфраструктуры только Ялтинского морского порта достиг 87%. Некогда мощная портовая инфраструктура республики серьёзно устарела, используется оборудование 1950-1960-х годов. Уникальность Ялтинского порта в том, что он не замерзает и зимой, навигация тут круглый год. При этом к Ялтинскому морскому торговому порту относится более 15 гидротехнических сооружений – от Фороса до Судака. А именно: в Симеизе, Алупке, Мисхоре, на «Ласточкином гнезде», в Ливадии, на Золотом пляже, в Гурзуфе, Никитском ботаническом саду, в Партените, Рабочем уголке, Алуште, Малореченском и Судаке. Кстати, в 2016 году просел и обрушился городской причал и в Судаке. Там сделали временный ремонт.

Сами не справимся

ГУП «Крымские морские порты» самостоятельно не имеет возможности привести причалы в нормальное состояние. Как писали СМИ, у порта большие долги. Официальная отчётность предприятия говорит, что убыток «КМП» в 2018 году увеличился до 411,7 млн руб. (с 97 млн руб. в 2017 году). Это самый большой убыток после 2013 года. Наихудший финансовый результат пришелся на порты Ялты (-195,8 млн руб.), Феодосии (-190,4 млн руб.) и на Керченский рыбный порт (-91,5 млн руб.). Новый гендиректор предприятия Сергей Квасов уточнил, что сокращение выручки произошло в связи с открытием Крымского моста. Выручка сократилась с 2,2 млрд руб. в 2017 году до 1,9 млрд руб. в 2018-м. Уже в феврале 2019 года по поручению главы Крыма ради спасения предприятия была начата его реорганизация.

В связи с этим надежду на реконструкцию причалов Крымских морских портов и другой его инфраструктуры Крым, конечно же, возлагает на ФЦП. 14 причалов по всему Южному берегу вошли в федеральную целевую программу развития Крыма и Севастополя. На их реконструкцию в федеральном бюджете предусмотрено 2,6 млрд рублей.

Обсуждая развитие транспортной инфраструктуры субъектов Южного федерального округа, Президент России Владимир Путин на заседании президиума Госсовета РФ в 2016 году дал поручение организовать новое круизное сообщение Сочи – Новороссийск – Ялта – Севастополь и расширить географию навигации до Стамбула. Кроме этого, реконструкция пассажирских причалов необходима к окончательному вводу в эксплуатацию Керченского моста, когда морские порты должны быть интегрированы в единую систему транспортных потоков Азово-Черноморского региона.

Отложенный эффект

В 2017 году Главгосэкспертиза России согласовала проект реконструкции 12 причалов Ялтинского порта, в том числе аварийный причал в Алупке. Его реконструкция обещает упростить доступ к туристическим объектам дворцово-паркового комплекса Воронцовского дворца, что, соответственно, увеличит турпоток. Ведь причал способен обеспечить пассажирооборот до 390 тыс. человек в год. «Крымская газета» уточнила: когда и какой причал будет реконструироваться первым?

Экс-гендиректор ГУП «Крымские морские порты», ныне внештатный советник министра транспорта Крыма Алексей Волков разъяснил:

– Отдельно от федеральной целевой программы будет реконструироваться причал-портопункт в Алупке. Он исключён из ФЦП, у него отдельное финансирование. Сейчас проходят все необходимые проектные изыскания. Что касается стройки остальных причалов, то Министерство экономического развития РФ в связи с реорганизацией ГУП «Крымские морские порты» и необходимости их перепрофилирования под яхтенные марины и пассажирские порты, посчитало необходимым сделать отдельную программу по портам. Для этого, соответственно, нужно сделать технико-экономические обоснования.

Сейчас дирекция по реализации ФЦП при Минэкономразвития РФ готовит техзадание, технико-экономические обоснования новой программы в рамках готовой Концепции развития портов до 2030 года. Таким образом, финансирование будет в рамках федеральной целевой программы, которая продлена. Естественно, сумма финансирования будет зависеть от технико-экономического обоснования. Пока оно не сделано, мы не можем сказать, сколько причалов будет реконструироваться. Мисхор (где обрушился причал – Ред.), как и все остальные, ждёт. ГУП «КМП» сейчас не использует аварийные объекты. Думаю, понятные планы по реконструкции появятся в 2020 году.

Источник