[Статьи о Гурзуфе] Группа "Кентавры", Гурзуф в 1970-х годах

Это вырезка статьи группы "Кентавры", здесь приведён фрагмент о Гурзуфе в 1970-х годах. Статья очень хорошо даёт прочувствовать атмосферу и дух царивший в Гурзуфе в этих годах. Полная стать доступна по ссылке: "Кентавры" в школе, институте, Курчатовском клубе, Гурзуфе.

Гурзуф

В начале 70-х Гурзуф был местом, куда летом съезжались наши хиппи, то-есть длинноволосая молодежь, юноши и девчонки в основном из Москвы, Питера и Киева. Гарик Сукачёв краешком показал этот момент в своём фильме "День солнца". Гурзуф — замечательное место, расположенное на горах-холмах южного берега Крыма. Там замечательные парки, бывшая усадьба Раевских, где останавливался А.С. Пушкин при отъезде в южную ссылку. Рядом пионерский лагерь "Артек" и Медведь-гора (Аю-даг).


Гора "Медведь", вид с гурзуфской набережной.

Места живописнейшие, недаром там находился дом отдыха художников "Коровинское" (поэтому рядом расположенный пункт общепита был прозван молодежью "Коровником"). Там же размещался и международный лагерь "Спутник" для отдыха молодёжи из социалистических стран. Небольшая набережная и пляж, на котором трудно найти свободное место. 


Удалось занять место в тени парапета набережной.

В санаториях и домах отдыха размещалась солидная публика, а хиппи и обычные "дикари" снимали жильё в частном секторе самого Гурзуфа и близлежащих посёлков. Это могла быть комната, лоджия, койка в многоэтажном доме или в частном доме с садиком. У хиппи в Гурзуфе были свои ритуальные места со своими особыми названиями. 

Это, например, "пятак" или "пятачок", место у самой набережной, где размещались почта, сбербанк, столовка, магазин и остановка автобусов.


На "пятачке" Серёня Столяров, Сашка Каширкин, Саша Азнауров и Миша Сироткин. День приезда в Гурзуф.

"Чайник" — место в самом начале набережной, где размещалась чайная со столиками, а также ларек с портвейном. Там можно было попить хорошего чаю из самовара с пирожками, пирожными и т.п, а можно было взять бутылочку "Кокура" и неторопливо выпить ее, ёрзая задом на шершавом парапете набережной. 


Назначенная встреча друзей возле "Чайника".

Мишке одного вечера хватило, чтобы протереть две дыры на заднем интересном месте своих "Милтонов" в первый же день пребывания в Гурзуфе. Пришлось одолжить лишние штаны у парня, москвича, с которым только сегодня Мишка познакомился (Ау, Володя Грубич, помнишь эту свою любезность?).

"Коктейль-Холл" - место на холме у центра набережной, где вечером можно было выпить алкогольный коктейль, послушать музыку из магнитофона и потанцевать. Там всегда была масса моложёжи, которая, как теперь говорят, тусовалась.


Какой-то общепит на горе с видом на море.

"Танцплощадка" — место в центре набережной огороженное сеткой с небольшой сценой, вечером за плату там можно было потанцевать.

"Спутник" — территория международного лагеря, куда наша молодёжь стремилась попасть на танцы, перелезая через высокий забор, который администрация смазывала солидолом, чтобы оградить территорию лагеря от проникновения посторонней публики.

Гурзуф был в то время, конечно, уникальным местом, где разные социальные группы (художники, военные, иностранные студенты, обыватели, советские хиппи) находили для себя уютные уголки для расслабленного южного отдыха.


Ребята из "Кентавров" и я отдыхали в Гурзуфе в 1973-1975 годах. Конечно же с собой у нас всегда была гитара.

Вспоминается один момент 1974 года. Однажды вечером мы сели на скамеечке в середине набережной вдали от моря, разговаривали, пили сухое вино, ребята пели песни под гитару.


Наша компания на вечернем отдыхе.

Вдруг к нам подходит какая-то группа молодёжи и просит разрешения разместиться рядом. Мы, естественно, разрешаем. Они ставят скамейку напротив нашей и размещаются на ней. И тут мы видим среди них Андрея Макаревича. Он просит гитару и поёт. Потом как бы в ответ на его песню, кто-нибудь другой из компании поёт свою песню под гитару. Затем, в ответ, следующий. Потом кто-то меняет тему. И так гитара ходит по кругу, сменяются исполнители, сменяются жанры - полублатные, фольклорные, юмористические, баллады, гитарная классика. "Марионетки", "Флаг над замком", "Парень в кепке и зуб золотой", "Красные штаны,", композиция Иванова-Крамского, что-то из рок-оперы "Jesus Christ Superstar", "Я миленького знаю по походке", "Сижу на заборе", а в воздухе какое-то удивительное ощущение счастливых мгновений...

Оказалось, что в этот день Андрей Макаревич с "Машиной Времени" приехал в Гурзуф играть на танцах на гурзуфской танцплощадке и это был свободный вечер перед их "гастролью". "Марионеток" ребята запомнили с лету и, вернувшись в Москву, разучили эту песню на три голоса и удивляли ею Мишку, который в то лето начал работать по распределению после института и летнего отпуска был лишён...

Источник: "Кентавры" в школе, институте, Курчатовском клубе, Гурзуфе.